Современное состояние абсолютного нигилизма, охватившее нашу, некогда славную своими нравственными и духовными традициями Родину, порождает ранее не существовавшие проблемы. Это и проблема воспитания подрастающего поколения, защита на законодательном уровне молодежи от влияния деструктивных культов и, ставшей ныне массовой, субкультуры, это и защита взрослого поколения и пожилых людей от нечестных (а много ли честных?) политиков, профессионально использующих доверие к властям, воспитанное эпохой социализма, это и масса других проблем.Можно сказать, что в нынешних условиях обмануты все - "и млад и стар", никто не может по-настоящему влиять на политическую и нравственную обстановку в стране. Православная Церковь совершает титаническую работу, направленную на возрождение России, но результаты все же неутешительны. Воистину, лишь Божественное вмешательство способно спасти некогда Святую Русь, но для этого требуется, как учит нас история, обращение народа к Богу. Пока этого незаметно.
Государство и Церковь.
Слава Богу, Церковь у нас отделена от государства. Это приветствовалось еще членами Поместного Собора 1917-18 гг., и не случайно. " Административное рабство" Синодального периода настолько доказало нереальность симфонии Церкви и государства в реальных политических условиях, что независимость была воспринята как величайшее благо. Конечно, молодому поколению верующих, горящих "ревностью не по разуму", сложно представить, как несбыточны их мечты о государственной религии в России. И не только несбыточны, но и опасны. Власть, полученная в результате насилия (а демократия победила в России отнюдь не мирным путем), приложит все усилия для того, чтобы контролировать политическую обстановку в стране. Разумнее ожидать новых гонений, чем строить планы о славном будущем. Впрочем, именно в гонениях XX века Русская Православная Церковь очистилась от нечистоты клерикализма и прославилась подвигом исповедничества. Именно во время гонений Святейшие Патриархи Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Пимен (Извеков) следовали мудрой политике лояльности к властям, спасая Церковь от, казалось бы, неминуемой гибели. Ныне ситуация изменилась, но та условная свобода, которую мы имеем, лишь по-вод сосредоточить все свои силы на собственно тех задачах, которые возложены на нас Христом. Воздадим кесарю кесарево и потрудимся на ниве духовного возрождения погибающей без духовного окормления Ро-дины.
Пути нравственного возрождения.
Нравственное падение общества достигло такой степени, что без содрогания невозможно слышать и ви-деть то, что творится вокруг нас. Общение с молодежью открывает утрированную иллюстрацию к произве-дениям Достоевского. Посещение молодежной дискотеки вызывает чувство опустошения в душе на не-сколько дней. А ведь за этим поколением будущее страны!
Ужасно подумать, куда приведет нас нынешняя власть. Многое из того, что требуется сделать для спасе-ния России от нравственной и, как следствие, политической гибели по силам лишь традиционной религии. Но в том-то и беда, что не все силы направлены на этот фронт. Как досадно, что многие из священнослужи-телей пренебрегают обязанностями миссионерства. Конечно, миссионерство- это призвание, но как во время войны в ряды армии вступают не только те, кто является профессиональным военным, так и во время край-ней необходимости каждый священнослужитель все свои усилия должен положить на алтарь миссионерско-го служения. Иначе нереально рассчитывать на благоприятный исход этой страшной битвы за души людей, за нравственное здоровье нации.
Большие надежды можно возлагать на учащихся духовных учебных заведений. Воспитанные в эпоху абсолютной апостасии и получившие необходимую "закваску", они, верится, смогут хоть как-то повлиять на нравственность своих прихожан. И в первую очередь - личным примером.
Много хороших священнослужителей встречается среди молодого поколения (до 45 лет). Знакомясь с ними, узнаешь, что большинство из них являются духовными чадами (реально, а не формально) исповедни-ков советского периода. Можно быть благодарным богоборческой власти - ее притеснения воспитали му-жественных воинов Христовых.
Молитвами мучеников и исповедников и исповедников Российских да возродится Русь!
Монархия.
Почему-то некоторыми православными монархия воспринимается как идеальная форма правления в Рос-сии. Именно эти 370 лет были одними из самых тяжелых для Церкви, именно Церковь первой признала власть Временного правительства. Так почему же монархия видится кому-то идеальной формой правлением для государства и для Церкви. Причина, видимо, в том, что последний Государь совершил величайший под-виг, не покинув свое государство, и претерпел невинные страдания от богоборческой власти. Но кто может гарантировать, что вновь поставленный император проявит подобные качества? Да и вообще, известно пра-вило, что народ всегда достоин своих правителей. Какие мы сами, такова и власть над нами. Вопрос о воз-рождении России нужно поднимать не с конца, а с начала - с нравственного возрождения. На это должны быть направлены все силы Православия. А там видно будет, чем заняться.
Лично я клятву верности Дому Романовых не давал, и каяться в ее нарушении не собираюсь. Государя Николая Александровича, страстотерпца, глубоко почитаю, но именно за твердость в следовании своим идеалам, вплоть до мученической кончины. И мне бы не хотелось, чтобы его светлая память была омрачена низкими поступками его родственников, могущих захватить власть в России. Не хватит ли нам революций и смен правителей?
Священник Андрей Ефанов.16.02.03
http://www.sf-iv.mrezha.ru/s02.htm . Небольшое дополнение к статье, написаной еще в 2003 году. Если монархия и будет возрождена в России, то это можно воспринать только как чудо. А чудесному вмешательству грех противиться